Новокузнецку 400 лет

окажи помощь
Яндекс.Метрика
Главная Новости и события Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
 
Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг PDF Печать E-mail
12.07.2012 08:15

Уважаемые граждане!

С 1 июля 2012 года вступил в силу Федеральный Закон от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которой при оказании государственных и муниципальных услуг запрещено требовать от граждан предоставления документов, которые находятся в распоряжении других государственных ведомств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 главы 2 к числу документов, подлежащих обязательному представлению заявителем для получения государственной или муниципальной услуги, Закон относит:

  1. документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, в том числе военнослужащих, иностранных граждан, лиц без гражданства. Перечень таких документов определен действующим законодательством. Основным документом, удостоверяющим личность российского гражданина, выступает его гражданский паспорт, который в ряде случаев может быть заменен и иным документом, предусмотренным федеральным законом. Однако в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в качестве удостоверения личности признаются лишь паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и военный билет. Водительское удостоверение и иные документы, отнесенные к числу удостоверяющих личность, большинством органов государственной власти не признаются в качестве удостоверяющих личность, что ущемляет права российских граждан. Органы местного самоуправления в данном случае более лояльны и соблюдают предписания законодательных актов в части определения документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В большинстве своем подобная ситуация затрагивает лишь граждан РФ, поскольку в отношении иных субъектов перечень документов, удостоверяющих личность, характеризуется императивностью и предусматривает единственный документ: для иностранных граждан - паспорт иностранного государства, а также разрешение на пребывание на территории РФ; для военнослужащих таким документом выступает военный билет, а для лиц без гражданства - вид на жительство. Указанные документы позволяют идентифицировать личность заявителя и определить возможность предоставления ему государственной или муниципальной услуги, за которой он обратился;
  2. документы воинского учета, в большинстве случаев речь идет о военном билете, который выступает в качестве удостоверения личности военнослужащего и может быть истребован от заявителя лишь в отношении отдельных видов государственных и муниципальных услуг;
  3. свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния. В данный перечень входят любые свидетельства, выдаваемые органами загса, устанавливающие, изменяющие или прекращающие гражданское состояние заявителя. В частности, к числу данного вида документов относится свидетельство о рождении, которое является основанием для выдачи паспорта гражданину РФ по указанным в нем реквизитам. Изменения в паспортные данные гражданина могут быть внесены и на основании свидетельства о регистрации брака. Любые правоотношения прекращаются с момента смерти гражданина, что подтверждается свидетельством о смерти. В большинстве случаев указанные документы истребуются при предоставлении муниципальных услуг, хотя не исключено их представление и в отношении государственных услуг;
  4. документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства и месту пребывания. Как правило, регистрация по месту жительства отражена в документах, удостоверяющих личность гражданина, например в паспорте. Однако действующее законодательство различает регистрацию по месту жительства и месту пребывания. Как правило, регистрация по месту пребывания характерна для лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, а при длительном пребывании на территории России и для иностранных граждан. Такие документы определяют место нахождения заявителя, что является обязательным условием предоставления большинства государственных и муниципальных услуг;
  5. документы, подтверждающие предоставление субъекту специального права на управление транспортным средством соответствующего вида. Закон предусматривает лишь необходимость представления водительского удостоверения, однако перечень государственных и муниципальных услуг предполагает более широкую трактовку данного положения, определяя его как обязанность предъявления документов, подтверждающих предоставление заявителю специального права. Подобный подход позволит адаптировать требования действующего законодательства, и настоящего Закона в первую очередь, к конкретному перечню услуг;
  6. документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида. Указанная категория документов свидетельствует о предоставлении заявителю права управления таким транспортным средством, поскольку непрохождение техосмотра выступает основанием для применения к такому субъекту мер административной ответственности. Таким образом, фактически указанное положение дублирует предыдущее. Однако, несмотря на то, что указанное положение было внесено в качестве дополнения в настоящий Закон лишь с 01.07.2011, оно фактически утратило свое правовое значение в отношении большинства услуг, поскольку на момент вступления в силу изменений и дополнений к настоящему Закону иными нормативными актами предусмотрена возможность моратория технического осмотра. Таким образом, в отношении транспортных средств, на которые распространяется указанная возможность, рассматриваемое предписание настоящего Закона не действует;
  7. документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы. Перечень указанных документов достаточно широк, детальный анализ указанного положения свидетельствует о том, что для предоставления соответствующей услуги заявитель должен представить уполномоченному органу не только паспорт транспортного средства и свидетельство на него, но и иные документы. Абстрактность формулировки в части определения перечня документов зачастую позволяет необоснованно его расширять. В большинстве случаев при предоставлении муниципальных услуг, а также государственных услуг перечень документов на транспортное средство и его агрегаты сводится лишь к регистрационным документам, выдаваемым структурными подразделениями ГИБДД МВД РФ или заводом-изготовителем;
  8. документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина. В большинстве случаев представление указанных документов является необходимым при назначении пенсии либо отдельных видов пособий гражданам РФ. Между тем нормативное предписание содержит двойственность положений: трудовой стаж представляет собой сведения о периоде осуществления трудовой деятельности, тем самым он выступает в качестве одной из основных составляющих данного понятия. Таким образом, документы, подтверждающие трудовой стаж и трудовую деятельность, как правило, являются едиными. Так, в качестве таких документов выступают трудовая книжка работника, а в необходимых случаях справка с места работы или из архивного учреждения, подтверждающая факт трудовой деятельности и период ее осуществления. В отдельных случаях факт трудовой деятельности может подтверждаться и документами о заработной плате, поскольку начисление заработной платы указывает на наличие трудовых отношений с данным субъектом и осуществление им трудовой деятельности у конкретного работодателя. Рассматриваемая категория документов по своей сути представляет собой документы о трудовой деятельности заявителя, которые охватывают собой и период осуществления такой деятельности, и вид деятельности, и размер заработной платы или иного вознаграждения работника и т.п. Таким образом, категория документов о трудовой деятельности заявителя выступает в качестве общего понятия по отношению к трудовому стажу и заработной плате;
  9. документы об образовании, профессиональной квалификации, ученых степенях, ученых званиях, прохождении обучения. В большинстве случаев такие документы являются исключением из общего правила, поскольку носят специальный характер и могут быть истребованы лишь в отношении услуг, связанных с трудовой деятельностью заявителя. Указанные документы носят частный характер и могут быть представлены заявителем лишь в отношении небольшого круга услуг;
  10. документы, выдаваемые медицинскими учреждениями, независимо от формы собственности такого учреждения. Указанные документы носят исключительный характер и могут предоставляться лишь в отношении медицинских услуг, которые в большинстве своем отнесены к категории муниципальных. Законодательство об охране здоровья граждан РФ, а также о защите персональных данных указывает на особый статус такой информации: она может быть представлена заявителем добровольно либо только в отношении медицинских услуг в специализированные учреждения;
  11. архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле РФ. Указанное положение затрагивает деятельность как государственных, так и муниципальных архивов и подлежит применению лишь в тех случаях, если основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения подлежит длительному или постоянному архивному хранению и истек срок хранения иными субъектами до передачи на архивное хранение. Перечень архивных документов определяется применительно к отдельным видам услуг, в большинстве случаев муниципальных;
  12. судебные акты. Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает, что решение, приговор или определение суда являются основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношения. В этой связи указанные документы являются непосредственным основанием предоставления государственной или муниципальной услуги и должны быть представлены заявителем. Одновременно судебные акты находятся в ведении специальных органов государственной власти, судов или арбитражных судов, т.е. не могут быть истребованы органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги по смыслу настоящего Закона. Более того, указанные акты носят открытый характер и доступны любому заинтересованному субъекту в рамках интернет-ресурсов соответствующей судебной инстанции, тем не менее Закон одновременно запрещает требовать от заявителя представления документов, находящихся в ведении органов государственной власти и иных субъектов, определенных настоящей статьей, а с другой стороны, относит их к числу документов, на которые указанное правило не распространяется;
  13. учредительные документы юридического лица по своей сути представляют документы, удостоверяющие "личность" юридического лица, в связи с чем по общему правилу они должны быть представлены уполномоченному на оказание соответствующей услуги органу. К числу учредительных документов действующее законодательство относит устав, свидетельства о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия руководителя, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако в ряде случаев органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, необоснованно расширяют указанный перечень. Так, в случае государственной регистрации прав юридического лица на недвижимое имущество помимо указанных учредительных документов обязательному представлению субъектом подлежит информационное письмо органов статистики о присвоении кодов деятельности. Ни один из действующих нормативных актов не относит указанный документ к числу учредительных. Практика деятельности территориальных подразделений Росреестра также свидетельствует об отсутствии необходимости представления указанного документа, но единый портал государственных и муниципальных услуг в качестве обязательного документа предусматривает и информационное письмо, что, по сути, является прямым нарушением предписаний действующего законодательства;
  14. решения, заключения и разрешения органов опеки и попечительства направлены на обеспечение и защиту прав и интересов несовершеннолетних лиц, в том числе и в отношении действий их законных представителей. Однако указанные документы также находятся в ведении органов местного самоуправления, а в отдельных случаях органов государственной власти, что подпадает под действие общего запрета, установленного настоящей статьей. Между тем для получения указанного документа предусмотрена специальная процедура согласования, что предполагает активное участие в ней законных представителей несовершеннолетнего субъекта, и документ, выданный по результатам такой процедуры, может быть представлен уполномоченному органу только самим заявителем. Кроме заявителя, которым в данном случае выступает сам несовершеннолетний либо его законный представитель, никакой иной субъект не вправе инициировать получение такого решения, разрешения либо заключения;
  15. правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Получение указанных документов носит возмездный характер, несмотря на открытость данного вида сведений, что указывает на ограниченный круг субъектов, которые могут получить и представить указанные сведения. Как правило, правоустанавливающим документом является свидетельство о праве собственности или ином праве, в том числе и обременениях на конкретный объект недвижимости. Свидетельство выдается на основании совершения регистрационных действий лишь его обладателю. Иным субъектам может быть выдана выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в ряде случаев также может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа на соответствующий объект недвижимости;
  16. документы, выдаваемые учреждениями медико-социальной экспертизы. Данная категория документов включает в себя, как правило, заключение МСЕК об установлении инвалидности или отказе в ее установлении. Использование указанных документов носит ограниченный режим в связи с необходимостью соблюдения требований законодательства об охране здоровья и о защите персональных данных;
  17. документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки. В данном случае Закон обязывает заявителя представить документы, выступающие основанием для оказания социальной поддержки конкретному субъекту. В этой связи обязанность представления такой документации возлагается непосредственно на самого заявителя. В большинстве случаев представление указанных документов осуществляется в рамках предоставления муниципальных услуг;
  18. документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия. В настоящее время указанная категория документов является необходимым условием для получения пенсионных и иных льгот. В отдельных случаях такие документы предоставляют дополнительные или специальные льготы для получения государственной или муниципальной услуги, т.е. в настоящее время данная категория документов не получила достаточного распространения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
  19. первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения.